Сакральные места

Карта

Итигэловский святой источник

В 45 км от Улан-Удэ находится Итигэловский источник в Оронгое.

Представьте себе горы, покрытые лесом, поражающим красочным разноцветьем, а у подножия гор бьют прохладные ключи с живительной водой. При этом каждый источник помогает от определенной болезни.

Так, вода из источника №1 лечит от болезни желчного пузыря (гепатит, пожелтение кожи), источника №2 – кишечные заболевания, №3 – глазные болезни, №4 – легочные болезни и т. д. Располагаются ключи близко друг от друга. Возле каждого источника есть номер и информационная табличка. 

3dkU8lbbPJk

Геннадий Лосев

НАЗАД

Местность Арья-Баала Ранжун

В местности Арья-Баала Ранжун, близ села Мурочи Кяхтинского района, находится буддийская святыня - священная скала, известная самопроявленными слогами мантры Авалокитешвары в камне "Ом мани падме хум". Подобная наскальная надпись проявилась в Гималаях.

Мантра Авалокитешвары способствует спасению всех живых существ. По другой версии чтение этой мантры дарует процветание и изобилие. Скорее, как следствие того, что мы стремимся к духовному пробуждению, состраданию и любви ко всему живому

Фото: Ольга Жигжитова

Портал Родное село / Солнечная Бурятия

НАЗАД

Лик богини Янжимы

Ежегодно 24 числа месяца дракона по лунному календарю в Баргузинском дацане в Бурятии проводится праздник проявления богини Янжимы. Янжима – богиня искусств, наук, ремесел, мудрости и благоденствия. Она ассоциируется с чистотой, невинностью и творением нового. Индийское имя богини Янжимы – Сарасвати.

В глубокой древности в Индии была почитаема река Сарасвати. Светлая река Сарасвати, изливавшаяся с горных вершин, долго дарила ясность чувствам и мыслям людей. И на её берегах многие находили прибежище для спокойных раздумий и вознесения молитв. Считается, что позже она вознеслась на небо, приняв облик вечно юной богини Сарасвати, и на небесах стала дарительницей знаний.

Для бурят Янжима – одна из самых почитаемых богинь, которая также считается богиней мудрости и покровительницей материнства, детей и студентов. Она дарует человеку всевозможные эстетические знания, красноречие, тонкий ум. Богине Янжиме поклоняются артисты и музыканты, поэты и художники. К ней обращаются бездетные женщины.

Считается, что божественная Янжима спустилась с небес в Баргузинскую долину, лежащую у подножия Баргузинских гор. В монгольских летописях XIII в. земля к востоку от Байкала между Баргузинским и Икатским хребтами называлась "Баргуджин Тукум" – Край света. По легенде, мать Чингисхана Оэлун была уроженкой Баргузинской долины, а сам монгольский правитель дал наставление тайно похоронить его здесь – на земле предков. Ламы считают, что богиня проявилась в местности Ярикто Баргузинского района не случайно. Недалеко находится священная гора Бархан Уула. По легенде, в районе Баргузинской долины, лежащей у подножия Баргузинских гор, жили две сестры. Одна из них, Янжима, обладала прекрасным голосом, пела и радовала людей. В семье, которую она навещала, рождалось много детей. Однажды сестры вознеслись в нирвану, где стали дакинями – небесными принцессами. И вот в начале третьего тысячелетия богиня Янжима спустилась на землю, чтобы помогать людям. В одном километре от села Ярикта Баргузинского района находится каменная скала, на которой в мае 2005 проявилось чудесным образом изображение танцующей богини высотой около метра.

По словам старожилов баргузинской долины, у скалы в начале XX в. медитировал настоятель первого Баргузинского дацана Содой лама, который обладал даром предвидения. А в 1930 е гг. здесь было захоронено имущество бывшего Баргузинского дацана.

Нерукотворный лик был обнаружен ламами традиционной буддийской Сангхи во главе с Пандито хамбо ламой Дамбой Аюшеевым, когда они пребывали в этой местности с целью обнаружения спрятанных в годы репрессий буддийских реликвий, а также определения места для строительства будущего дацана. Причиной поисков послужила найденная дровосеками четырьмя годами ранее в расщелине скалы ритуальная пирамидка с изображением 1000 Будд, которая указывала на особое значение этого места. Сама местность называется "Уулзатараа", что в переводе означает "До встречи" или "Встреча": здесь находятся две скалы, которые действительно как бы "встречаются" друг с другом. Говорят, именно в этом месте высший мир встречается с миром людей.

Когда ламы приступили к осмотру окрестностей и поискам реликвий, хамбо лама Аюшеев вошел в состояние глубокой медитации, чтобы "увидеть", где спрятаны реликвии. В этом состоянии он пребывал довольно долго и после прочтения мантры ясно увидел на скале в 20 метрах от себя посреди стволов деревьев лик божества. Он был очень четким и различался невооруженным взглядом.

На скальной глыбе тёмно серого цвета (примерно 3×6×2 метра) с восточной стороны видны яркие размывы природной охры и белил. Размывы в самом деле отдалённо напоминают образ танцующего человека. До этого момента никто на этой скале никакого изображения не замечал. С того времени лик богини Янжимы, обнаруженный на каменных глыбах близ села Ярикта Баргузинского района, стал предметом паломничества жителей Республики Бурятия. На священном месте побывала и группа лам Иволгинского дацана.

Прекрасный образ танцующей богини Янжимы привлекает всех, ему поклоняются, его почитают, как святыню, к нему обращаются с молитвами о покровительстве и защите, едут издалека, чтобы увидеть и поклониться божественной силе и красоте. Многие считают, что проявление образа богини – это знак особого благоволения неба к забайкальской земле.

В конце 2009 в Баргузинском районе рядом с местом проявления лика богини Янжимы началось возведение Цогчен дугана Баргузинского дацана или "Дворца богини Янжимы" – "Янжима бурханай ордон".

Место паломничества взято под опеку Буддийской традиционной Сангхой России.

НАЗАД

Табан-Хурган

«Табан-Хурган» – природный памятник, представляющий собой отдельно стоящую каменную возвышенность, напоминающую слегка сжатую пятипалую ладонь. Он расположен в Мухоршибирском районе Республики Бурятии, в Тугнуйской долине возле села Галтай. Этот каменный остаток уцелел после ряда разломов более обширного горного массива. Вода и ветры за долгие годы создали на камне неповторимый рисунок, который по-бурятски называется «табан-хурган», а по-русски – «пять пальцев». Этот камень был сакральным для когда-то живших на этих землях гуннов, позднее – для племени меркитов, а теперь остается священным для бурят. 

Необычная каменная кисть руки как бы вырастает прямо из земли. На «ладони» видны линии и штрихи, в точности как на настоящей человеческой. Рука как бы молит небо – божественного отца всего сущего на земле – о счастье и благоденствии. Памятник олицетворяет собой единение неба и земли. История возникновения этого памятника отражена в ряде легенд. По одной из них меркиты молились Вечному синему небу. Когда случались грозы, они седлали коней и скакали по степи, крича «Я» и стреляя в небо из луков. Воины Чингисхана вытеснили эти племена с их родины, но через какое-то время меркиты вернулись на исконную территорию, где и продолжили практиковать свой божественный культ. И синее небо вознаградило древнемонгольский род этим священным символом веры – «Табан-Хурганом». Согласно другой легенде бурятский останец – это правая рука Чингисхана, левая же находится в Монголии. Так материализовалась память о былом присутствии великого хана на Земле 

Поклонение бурят «Пяти пальцам» продолжалось до 1930 года. В годы Советской власти культ был запрещен на долгие десятилетия. 

В 2019 году на месте Табан Хурган, рядом с природным памятником была установлена буддийская ступа.

НАЗАД

Три субургана над Могсохоном

Поистине три субургана над Могсохоном подобны великой Птице, несущей благо всем, свет Дхармы и защиту от бед…

Жители с. Могсохон, рядом со ступой Ендум (ступа «Отсекающая разногласия»), посвященной Лубсан-Нима Жабэ (1905-1989 гг.), возвели еще два субургана - памяти двух выдающихся лам, уроженцев нашего села. 

На западной стороне установлена ступа Жанчуб (ступа Пробуждения), посвященная умзад ламе Иволгинского дацана, габжа ламе Лубсан Чойжал Жалсанову (1905-1982 гг.).

На восточной стороне - ступа Намжал (ступа Полной Победы), посвящена шоогомбо ламе Иволгинского дацана, гэбшэ ламе Дэмбрэл Базаржапову (1915-1994 гг.). Члены ТОС «Кодунское» на строительстве  Субарги. Трактором МТЗ-82 с помощью лопаты убирали верхний слой почвенного грунта, грузили КУНом на автомашину самосвал ГАЗ-3307. Вывезли около 20 бортов грунта, разгрузили в ямы на улицах села.  Для строительства собрали  прицеп камней.ИП Ринчинов Б.Ц. завез  гравий, цемент и залили фундамент. Завезли пиломатериал за счет спонсорских средств.

ламы Кижингинского дацана «Даши Лhунбо» и Чесанского дацана «Гандан Чоймпэллинг» под руководством Главы Сангхи России, Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева провели большой ритуал «рамнай»

НАЗАД

Сахюусан дуган «Зандинай Дуган»

Сахюусан дуган «Зандинай Дуган» расположен в улусе Зандин Мухоршибирского района Республики Бурятия в 100 км. от столицы Бурятии.

Самое примечательное событие в истории Зандина – это возникновение здесь первого буддийского дацана хори-бурят, достоверность которого подтверждается бурятскими историческими летописями. Уже в 1732 году в улусе работали два деревянных дацана: в самом улусе (нынешнее место Субургана) и в полутора верстах в местности Зандин Хабсагай. В 1750 году их объединили и построили новый дацан на берегу речки Сулхара, а в 1786 году дацан перенесли на приток Тугнуя, речку Галгатай.

Старинный Субурган, который сам себя сохранил во времена разрушений и гонений на религию, устраняет препятствия, открывает дорогу для карьерного роста, придает силу, по словам местных жителей Субурган дарует детей.

В память о первом дацане хори-бурят воздвигнут сахюусан-дуган – обитель Дамжан Чойжол Сахюусан. Единственное божество, которое избрал местом своей обители гору Ундэр, расположенный с восточной стороны дугана.

Дополнительно каждый месяц 29 числа по лунному календарю ламы проводят хурал, посвященный Чойжол Сахюусан.

Сайт: http://дамдиншойжол.рф

Адрес, контакты:

+79148313812 Цыдыпова Бальжима Жигмитдоржиевна

НАЗАД

Местность Хонин нуга

Буддийский комплекс в местности Хонин нуга (справа от федеральной трассы Улан-Удэ – Кяхта, не доезжая 3-х км с. Поворот), посвященный памяти четырем Пандито Хамбо ламам России: Лубсан Жимба Ахалдаеву (1780 - 1797), Данзан Дымчик Ешижамсуеву (1797 - 1809), Данзан Гаван Ешижамсуеву (1809 - 1839), Данзан Чойван Доржо Ешижамсуеву (1839 - 1860). 

Каждый год, начиная с 2007-го, жители села Енхор возводили субурган. Оказывали помощь в строительстве верующие со всего Селенгинского района.
Стоит напомнить читаталю о них:
Субурган III Пандито Хамбо ламы Лубсан Жибма Ахалдаева (1780-1797), основателя Тамчинского дацана, освящен 12 сентября 2007 года;
Субурган IV Пандито Хамбо ламы Данзан Дымчик Ешижамсуева (1797-1809), освящен 30 сентября 2008 года;
Субурган V Пандито Хамбо ламы Данзан Гаван Ешижамсуева (1809-1839), освящен 19 сентября 2009 года;
Субурган VI Пандито Хамбо ламы Данзан Чойван Доржо Ешижамсуева (1839-1860), освящен 9 сентября 2010 года.

Вернемся к событиям 2010 года: 9-ое сентября, местность Хонин нуга, буддийский комплекс. Значительное пространство занято машинами, людьми. Все заняты делом. Здесь составляется список прибывших борцов, правее собираются лучники, между ними готовят скакунов к предстоящим скачкам, под навесом множество женщин готовят еду - крутят буузы, делают различные салаты, в больших чугунных котлах варится чай. Основная масса людей находится выше по склону, где находятся четыре величественных субургана.

Молебен провел XXIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшев, настоятели дацанов Бурятии, Забайкальского края, Иркутской области (30 человек). Всего служителей с приглашенными ламами, хувараками было около 50-и.
Молебен продолжался около 3-х часов. Далее обед и «три игры мужей».
Удалось побеседовать с некоторыми участниками этого события. 

Ширетуй Тамчинского дацана Солбон лама: «Человеку возвращается историческая память, возвращается то, чем был славен этот род. Здесь живут в основном люди хатагинского рода. Помимо 4-х Хамбо лам был еще 5-й – выходец с этого места. Это цаннид Хамбо лама – в народе его звали Шарван. (Цаннид хамба – высшая философская ученая степень). Например Агван Доржиев имел ученую степень цаннид хамба. Это говорит о том, что земля не простая, а дарующая людям большие возможности и большие способности. Четыре года назад, когда начали возводить первый субурган, жители села Енхор объединились вокруг общей идеи. Для строительства субурганов Тамчинский дацан делегировал сюда Гончик ламу, корни которого с этих мест. Я думаю, что все это сказалось благотворно на село Енхор». 

Батуева Мария Цыденжаповна: «Родом из Енхора, отец Дамдинов Цыденжаб Лубсанович. В 18 лет вышла замуж в Читинскую область, уже 51 год живу в Харагуне.
Четыре сына, внуки. Каждый год приезжаем на освящении субурганов, вносим свою лепту в дело возрождения духовности. Я рада за своих земляков, которые объединились и построили субурганы».

Ринчинов Дамдин Борисович, председатель буддийской общины села Ацула: «Сам родом из Еравнинского района, жена из Селендумы, живем в Ацуле. Мы стараемся бывать на всех буддийских мероприятиях. Особенно здесь, где завершается строительство грандиозного буддийского комплекса. Каждое такое мероприятие имеет для Селенгинского района большое значение в деле возрождения духовной культуры».
На кухне трудились около 30 человек. Видел на кухне и женщин из Ацулы, которые активно помогали готовить пищу. 

Жительница села Енхор Аюрова Лариса Дабажаповна рассказывает: «Начали готовиться к празднику за несколько дней. Покупали продукты, собирали облепиху для изготовления морса, забивали скот. А в эту ночь практически не спали. Накормили досыта порядка 500 человек, бесплатно». 

Немного информации из буддийской литературы. Ступа (санскр Шоддэн, бур. Субурган, тиб. Чортен). Ступа символизирует Ум Будды.

В эзотерическом плане ступа символизирует пять стихий, на которые распадается тело человека после смерти. Квадратное основание символизирует твердость земли, т.е субстанцию Земли; сферическая часть в виде капли – субстанцию Воды; суживающая кверху часть, напоминающая язык пламени – Огонь; полумесяц в виде перевернутого небосвода – Воздух-Ветер; шар с заостренным навершием в виде поднимающего к небу языка пламени – Пространство. Помимо космогонических представлений ступа символизирует элементы вселенской мандалы, то есть чистую сферу местонахождения божеств.

В этой местности можно спокойно, в тишине, лицом к субурганам, созерцать, медитировать. 

Доржи Намсараев.
Фото автора.

НАЗАД

Бумхан ученого ламы Чойдака Бадмажапова

Бумхан великого бурятского ученого ламы, создателя уникального Толкового словаря тибетского языка Чойдака Бадмажапова ламами дацана «Балдан Брэйбун» и Иволгинского дацана состоялось 5 июля 2014 года

Один из холмов у подножия вершин высокой горной гряды, где находится Баатод Обоо, в местности Обоонэй Убэр Кяхтинского района Республики Бурятия, теперь украсил уникальной красоты буддийский Бумхан, равных которому по архитектуре и исполнению нет нигде во всей этнической Бурятии. Ритуал освящения Рамнай провели ламы дацана «Балдан Брэйбун» (с. Мурочи) и ламы Иволгинского дацана под руководством Ширээтэ ламы Бато Шареева.

Ранним утром на вершине Баатод Обоо местными жителями был проведен ритуал почитания Хозяев местности. В 10.00 ч. начался хурал Рамнай. По его завершении организаторы мероприятия вручили священнослужителям и активистам местной буддийской общины, принявшим участие в проведении праздника, в возведении Бумхана, памятные подарки. Во второй половине дня у реки Кударинка состоялся Сурхарбан – сотни молодых людей состязались в соревнованиях по национальной борьбе, стрельбе из лука, конным скачкам, а также легкоатлетическим видам спорта. Праздник удался на славу!

С вершины холма, где находится Бумхан, открывается все очарование обширной Ара-Алцагатской долины, которую местные жители исстари называют Баин Булаг. Речка Кударинка красивой лентой проистекает по всей долине, и, уходя вдаль, рождает самые одухотворенные эмоции… Бумхан установлен на том холме, который в первые годы жизни видел сам Чойдак Бадмажапов - он расположен практически напротив того места, где стояла юрта его родителей. Думается, что, будучи ребенком, Чойдак с друзьями забирался сюда, на этот холм, как обычно дети любят исследовать местность вокруг своего родного тоонто, и любовался открывающимся прекрасным видом на долину реки и далее, в сторону Сагаан Шулуты и Отсон Хана…

НАЗАД

Ступа Дандарона

Нижняя часть ступы – это четырехступенчатый квадрат; средняя – полусфера. На ней находится «хармика» квадратной формы с глазами, завершающаяся высоким острым шпилем. Вся эта красота увенчивается золотистым символом «сваямбху» или «соембо».

Строительство велось силами последователей традиции Дандарона, жителями Кижинги, Улан-Удэ и приехавшими учениками учеников Дандарона из Москвы, Санкт-Петербурга, Харькова, Кременчуга и Челябинска.

НАЗАД

Священное дерево Бодхи

Дерево Бодхи находится в оранжерее Иволгинского дацана. Отросток священного для буддистов дерева привезли в Бурятию из Монголии в 1960-х годах и было посажено в специальной теплице, где поддерживался микроклимат необходимый для его жизни. Несколько лет назад для вечнозелёного дерева была построена оранжерея. 

Дерево Бодхи — в буддизме — легендарное дерево в роще Урувелла, медитируя под которым, принц Гаутама достиг и стал Буддой. В этом предании упоминается вполне реальное дерево, относящееся к виду Ficus religiosa. Дерево Бодхи размножается вегетативным способом, то есть, помимо семян  вырастает от отростков. Имено так оно передаётся между буддийскими храмами. 

То дерево, под которым Гаутама достиг просветления в Бодх-Гая, не сохранилось, однако из его семени было выращено дерево в Анурадхапуре на Шри-Ланки во времена царя Ашоки. Примерно через 50 лет после смерти Ашоки к власти пришли цари династии Шунга. По приказу царя Пушьямитра дерево было уничтожено. После смерти царя из Шри-Ланки был доставлен новый росток, из которого выросло дерево, стоявшее около 800 лет, но срубленное в VI веке во время правления бенгальского царя Шашанги. Позднее из Анурадхапуры был доставлен ещё один росток, из которого выросло дерево, просуществовавшее до 1876 года, когда оно было повалено бурей. Новый росток был посажен в Бодх-Гая из того же материнского дерева в Анурадхапуре, которое стоит до сих пор. 

В иволгинском дацане растёт пятое поколение дерева. 

Дерево Бодхи — один из главных символов в буддизме, он присущ всем буддам. В буддийских монастырях дерево специально культивируется и высаживается.

НАЗАД

Местность Талын Харгана

Местность «Талын Харгана» находится слева от федеральной трассы «Улан-Удэ – Кяхта», не доезжая 7 км до Новоселенгинска.
Селенгинский район является историческим центром буддизма в России. Наш район - родина девяти Пандито Хамбо-лам. На территории района расположено множество выдающихся объектов - религиозных, природных, исторических, туристических, в том числе и Талын Харгана. По признанию Хамбо ламы Дамбы Аюшеева, Талын Харгана является одним из наиболее выдающихся сакральных мест для Российского буддизма. 

Местность Талын Харгана тесно связана с личностью I Пандито Хамбо ламы Дамба Даржа Заяева. Это место выбрал лама, чтобы уйти в нирвану. Согласно легенде это место охраняют духи семи лам. Эти семь лам отказались от физической жизни, но и отказались от перерождения, пожелав в виде духов охранять это священное место. 

В один из дней 1777 года в 20-ти вёрстах восточнее Тамчинского дацана, на Кяхтинском тракте остановился караван. Ничего необычного не было бы, если учесть, что по данной дороге частенько передвигались торговые люди, перевозя свои товары через Монголию в Китай и обратно, но сосредоточенность в глазах старших буддийских монахов, резко оборвавшийся говор и смех баньди, и множество чёток, убыстривших свой бег, нанизывая в пространство мантру Бодхисатвы Аволокитешвары «Ом мани пад ме хум», позволяла думать, что случилось нечто серьёзное. 

Это был буддийский караван, и следовал он в дацан «Балдан Брайбун», тогда центр буддизма, первый стационарный дацан в России, чей приход и ныне граничит с Монголией.
Ламы сопровождали верховного иерарха российского буддизма, первого Пандито Хамбо ламу Дамба Даржа Заяева.
Послышались звуки колокольчика и текст «Благословление уходящему». Первый Пандито Хамбо лама Д.Д. Заяев пожелал оставить здесь в местности Талын Харгана, что является приходом Ацайского дацана, своё тело. Это место, не доезжая семи километров до Новоселенгинска, стало объектом поклонения. 

Память народная имеет одно интересное свойство, не записанная, не напечатанная, напрямую связанная с человеком, из уст в уста, но не меняя сути, она может быть такой многообразной. Так и в данном случае. Она через века пронесла, что «...когда-то здесь ушёл в нирвану большой лама...». И может быть, в назидание потомкам, с некоторой укоризной, выходят на дорогу ламы, как фантомы, как тени, чтобы не было у народа «...когда-то..., какой-то..., почему-то...», чтобы не только знали, но и помнили. 

Человек внимательный и по особенному чуткий  соберёт воедино по крупицам все эти сведения и начнёт допытываться, что же здесь произошло, почему именно в этом месте, почему именно тогда.

23 мая 2007 года XXIV Пандито Хамбо лама Д. Аюшеев, вместе с ламами нескольких дацанов Бурятии прибыл в Талын Харгана, чтобы совершить ритуальные службы, вознести благодарность сабдакам и сахюусанам местности и понять - почему Д.Д. Заяев, будучи коренным образом связанным с Цонгольским дацаном «Балдан Браибун» пожелал уйти здесь. 

После трёхдневного действа, молебнов и медитации в этой строго красивой степи, было выяснено, что выбор Д.Д. Заяева обусловлен божествами Белая Тара и Зелёная Тара. Это место благословенно для практиков буддийского учения. Каждому проезжающему, проходящему, приходящему следует читать сердечные мантры Сагаан и Ногоон Дарь Эх.

Сагаан Дарь Эх: «Ом дари дудари дури мама аюм бушинда гуру сууха».
Ногоон Дарь Эх: «Ом дари дудари дури сууха». 

В 2008 году здесь в местности Талын Харгана был установлен Субурган — священная ступа 1-му Пандито Хамбо ламе Дамба Даржа Заяеву. В июле 2012 года при поддержке Президента Российской Федерации В.В.Путина началось возведение Дворца Белой Тары. Ее земным и милостивым воплощением традиционно буддийское духовенство всегда считало великих самодержцев Российской империи, начиная с императрицы Елизаветы Петровны, дочери Великого Петра, в 1741 году признавшей буддизм на территории государства существующим, даровавшей буддистам большие свободы для дальнейшего распространения «ламайской веры» по всему Забайкалью. 

Источники: Лобсан-Солбон ламахай, шэрээтэ Тамчинского дацана, газета «Селенга» от 12 сентября 2007 года. Г.Г.Чимитдоржин «Институт Пандито Хамбо Лам».
На фото Доржи Намсараева: освящение Субургана в местности «Талын Харгана».

НАЗАД

Дуган "Тубдэн Даржалин"

Дуган "Тубдэн Даржалин" находится в селе Энхэ-Тала Кяхтинского района, является филиалом дацана "Балдан Брэйбун" Кяхтинского района.

НАЗАД